11 класс Лабораторная работа №2
01 сентября 2014
Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».
Цель работы: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать и измерять натуральные объекты, находить признаки изменчивости.
Материалы и оборудование: листья яблони, вишни, ивы, жасмина (по 20 экземпляров одного вида на парту), линейка, сантиметр.
Ход работы.
- Рассмотрите листья одного вида, сравните их размеры (измерьте длину листовой пластинки). Данные записать в таблицу (в виде вариационного ряда – по возрастающей).
Длина листовой пластинки, в см |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Частота встречаемости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Постройте вариационную кривую длины листовой пластинки: Х – значение признака (длина листовой пластинки), У – частота встречаемости признака.
-
Рассчитайте среднее значение признака. Какое практическое значение имеет изучение изменчивости длины листовой пластинки?
- 165,7 см, запишите, что рост – 166 см.
- 5 см (150 – 155 см, 156 – 161 см, 162 – 167 см и т.д.) и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные данные запишите в таблицу:
Рост, в см |
150 - 155 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Частота встречаемости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Постройте вариационную кривую роста учащихся: Х – значение признака (рост учащихся), У – частота встречаемости признака
- Вычислите средний рост учеников вашего класса путем деления суммы всех измерений на общее число измерений.
- Вычислите и отметьте на графике средний рост девочек и мальчиков.
- росте учеников? Каков средний рост девочек и мальчиков в вашем классе? Каковы причины отклонений в росте?
ВЫВОД: